Маршрут №1. Климово - Покровский монастырь
Не было, и нет бесславных мест на Руси. Пройди по бескрайним ее просторам, в любом краю расскажут тебе о своей истории. И если привели гостя пути-дороги в Климовский край, нам есть о ком и о чем ему рассказать. Климовская земля имеет славную историю, которую своим трудом и любовью к родной земле создавали ее жители. Наш поселок в 2008 году отметил свое 300-летие. Он почти ровесник Санкт-Петербурга, и его история не менее удивительна. За 300 лет из маленького поселения, слободы вырос 14-тысячный поселок. Нам есть чем гордиться. Для многих жителей нашей страны и ближнего зарубежья Климово – это не только районный центр в Брянской области, но и синоним дружбы и гостеприимства для трех славянских народов – русского, украинского и белорусского.
История Климово начинается в далеком XVІІ веке. Основали его старообрядцы, которые спасаясь от преследования царского правительства и официальной церкви, переселились из центральной губернии на окраины государства, в том числе и в Стародубье. Привел своих людей из Польши на речку Ирпу в конце 80-х - начале 90-х годов XVІІ века авторитетный старовер Клим Ермолаевич. Дело в том, что наш край после многолетней оккупации литовцами и поляками и освободительной войны был разорен и обезлюдел. Сюда, в запустевшие земли и стали стекаться беженцы. Поселились сначала тайно, затем, маленько окрепнув, выкупили у полковника Самойловича разрешение на бесхозные земли.
Издавна существует традиция – счет летам населенным пунктам вести от их первого упоминания в летописях, документах.
Летописная история Климово начинается с 25 июня 1708 года, когда Клим Ермолаевич получил осадный лист от Стародубского полковника Скоропадского на разрешение поселиться при речке Ирпе. Слобода была названа по имени осадчего Клима Ермолаевича.
Хотелось бы отметить особую страничку в истории Климово. Дело в том, что о поселениях старообрядцев мало кто знал. Во время войны со шведами, когда Мазепа впустил неприятеля в Российскую землю, до самых Стародубских лесов шведы шли без сопротивления. И вот здесь слобожане показали свой первый опыт служения Отечеству. Униженные, оскорбленные своим государем люди. Не только не стали искать защиты у иноземного государя, но и оказали его войскам посильное сопротивление. Они вели разведку, передавали сведения о численности и передвижении шведских войск, помогали казакам в стычках с врагом, укрывали фураж и продовольствие.
В 1708 году Петр І, узнав о мужестве беглых людей в знак поощрения, разрешил им организовать свободный округ с главным управлением в Климовой слободе. То, что царь выделил Климову слободу среди прочих, говорит о том, что к тому времени она уже сформировалась в достаточно устойчивое поселение.
XVІІІ век стал временем наивысшего расцвета Климовой слободы. Слобода становится торгово-промышленным центром. С развитием слободы меняется ее статус. При Екатерине II слобода получает статус посада.
В 1920 году Климов становится волостным центром. В 1929 г. cоздан Климовский район. Климов - центр района. В 1938 году Климов получил статус рабочего поселка и стал называться Климово.
Мы приглашаем вас совершить экскурсию по памятным местам Климово и Климовского района.
Самые страшные, самые трагические, но и самые героические страницы нашей истории - годы Великой Отечественной войны. 24 августа 1941 года фашисты вошли в Климово, и только 24 сентября 1943 года под напором наступающих советских войск Климово был освобожден. Закончилась более чем двухгодичная оккупация. За период оккупации было расстреляно и замучено более 1000 мирных жителей, угнано в Германию 770 человек.
В созвездии Героев Советского Союза 9 уроженцев и жителей Климовского края.
Велик счет войны. Более 26 тысяч человек ушли защищать Родину. Более 20 тысяч из них погибли на поле боя, не вернулись домой, а две с половиной тысячи считаются без вести пропавшими. В 1991 году в их память в Климово установили мемориал. В день победы, в день освобождения Брянщины, приходят климовчане почтить память тех, кто не дожил до победы, тех, кто пал в боях под Сталинградом, кто заслонил сердцем столицу, к тем, кто грудью разорвал блокаду, спасая от смерти Ленинград.
69 памятников боевой и воинской славы, обелисков памяти погибшим в годы ВОВ на Климовской земле.
В 1950 году установлен памятник на центральном кладбище «Скорбящая мать». Сюда были перенесены останки партизан, воинов, погибших при освобождении Климово, подпольщиков, расстрелянных карателями. За строчкой, строчка имена хорошо знакомые климовчанам. За каждой из них своя жизнь, своя судьба. И склонилась над ними скорбящая мать.
С первых дней оккупации в Климово действовали две подпольные группы: учителей и комсомольцев. Первой руководила Александра Разнотовская со своим сыном Леонидом. В группу входили молодые учителя. Утих, затаился Климово. Слухи один другого нелепее расползались с базарной площади за плотно закрытые ставни домишек. Где фронт? Что с Москвой? Когда остановят врага? Немцы поддерживали слухи о разгроме Красной Армии, о взятии Москвы. Отчаяние охватило людей. Было приказано всем сдать приемники. Леонид Разнотовский свой приемник не сдал. Ободрить, поддержать у населения веру могло только слово правды. Ночами подпольщики Разнотовские слушали приемник, записывали сводки Совинформбюро, размножали их. Наутро эти сводки тайком становились достоянием всех жителей. Группа Разнотовских установила связь с партизанами и как могла, помогала им. Нашелся предатель, указавший на учителей, как на помощников партизан. Издевались фашисты над ними долго, требовали назвать состав группы. Мать избивали на глазах сына, сына, на глазах – матери. Морозным утром 1943 года, так ничего и не добившись, гестаповцы вывезли мать и сына Разнотовских, учителей Макаренко, Шашеро, Александрову в лес неподалеку от Покровского и расстреляли. На этом месте стоитобелиск с именами погибших подпольщиков.
Еще один обелиск установлен на месте расстрела жителей Климово - евреев на территории бывшего консервного завода.
Старообрядцы, старые русские. Они служат напоминанием о некогда утраченном Святой Руси. В вековом стоянии за нее они не озлобились, а в начале прошлого века даже явили чудеса русского культурного, промышленного возрождения.
Церковь Дмитрия Солунского хранит православный дух старообрядчества. Церковь возведена во второй половине XІX века. В честь 300-летия Климово перед церковью установлен памятный знак. По преданиям отсюда пошло заселение Климово. При образовании слобод ставили крест или памятный знак, на котором обозначалось, на сколько лет освобождались слобожане от податей. Расположена церковь в центре посёлка. Рублена из брёвен и обшита тёсом, на кирпичном основании. Своеобразный памятник архитектуры Климово, в котором позднеклассицистические приёмы сочетаются с формами народного зодчества. Основной прямоугольный в плане объём с вальмовой кровлей вытянут по оси с востока на запад; в средней части он увенчан ярусной «башенкой» из четверика и двух последовательно уменьшающихся восьмериков с круглой главкой. С запада примыкает пониженный притвор с односкатной кровлей и входным крыльцом: две пары колонок поддерживают двускатную кровлю с фронтоном, в который врезана арка. Строгий декор фасадов с закрывающими выпуски брёвен пилястрами на постаментах по углам и против внутренних стен, с простым карнизом оживляют рамочные наличники окон с сандриками и ставнями. а также резные подзоры под кровлями ярусов «башенки». Внутри основное помещение отделено поперечной стенкой от трапезной, соединённой проемом с папертью.
Банк (сейчас центр социальной защиты населения ). Здание расположено в центре посёлка, выходит на красную линию улицы. Возведено в 1887 году из красного кирпича и покрашено по кладке. Хороший образец сравнительно небольшой общественной постройки периода эклектики, в архитектуре которой ощутимо влияние русского стиля. Двухэтажный прямоугольный в плане объём с вальмовой кровлей вытянут вдоль улицы; пониженная часть со двора покрыта односкатной кровлей. Главный фасад в семь окон отличается парадным убранством. Стены нижнего этажа с карнизом из поребрика покрыты квадровым рустом; окна (в центральной части с лучковыми перемычками, по краям прямоугольные) заключены в широкие рамочные наличники с сандриками, которые над средними окнами изогнуты и имеют замковые камни. Верхний этаж более наряден: средние арочные окна обрамлены пилястрами и килевидными архивольтами; боковые окна с лучковыми перемычками также украшены пилястрами, нишами под проёмами и сандриками. В крупном венчающем карнизе выделяются модульоны, над полуколоннами помещены кокошники. Остальные фасады решены более скромно. В правом торце в пониженной части здания, расположен вход с небольшим металлическим козырьком. Во втором этаже эта часть выделена пилястрами по краям завершённой карнизом и фронтоном стены, а также помещённым над входом окном с крупным архивольтом.
Здание четырехклассного училища (начало XX века, улица Октябрьская, 68, ныне музей Дружбы Народов). Построено в 1904 году из брёвен, цоколь и фундамент кирпичные. Характерное для начала XX века сельское общественное здание, архитектура которого выдержана в духе местного творчества. Одноэтажное, в плане прямоугольное здание завершено вальмовой четырёхскатной кровлей, первоначально железной. К левому торцу примыкает поздняя постройка. В декоре фасадов использованы резные детали. Стены завершены карнизом с подзором. Прямоугольные окна декорированы резными наличниками. Перед входом на главном фасаде устроено крыльцо с ажурным металлическим навесом.
В Климово действует современный Дворец культуры с двумя залами, в нем так же находятся детская библиотека, школа искусств. Дворец был построен в 1993 году, является самым крупным учреждением культуры Климовского района. Его концертный зал рассчитан на 480 мест, актовый на 150 мест. Ежегодно в стенах РДК проходит более 100 культурно – развлекательных мероприятий, которые посещают около 16.000 человек, считай каждый житель Климово.
ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) – входит в тройку лучших среди детских спортивных школ Брянской области. Среди воспитанников Климовской ДЮСШ есть мастера спорта международного класса, победители и призеры не только чемпионатов области, но Европы и мира.
Покровский монастырь
В начале XXІ века во многих регионах России начинают возрождаться святые обители. Так произошло и в поселке Климово Брянской области. Здесь возрождается знаменитый в XVІІІ-XІX веках Климовский Покровский мужской монастырь.В четырех километрах от Климово, когда едешь по междугородней трассе в сторону Брянска, можно видеть указатель, которого раньше не было, – «Покровский монастырь». Собственно, указателя не было, а монастырь – был. Старые, разрушенные во многих местах его стены и купола, выделялись среди лесистой местности своей необычной архитектурой. На протяжении многих десятилетий на нем стояла печать забвения и вспоминать о нем было не принято. Меж тем, Покровский монастырь имеет богатую историю, и в свое время его называли столицей старообрядчества на Руси. История монастыря тесно связана и с нашими братскими славянскими государствами: Украиной и Беларусью. Мы, жители Климово, долгие годы знали только то, что существует поселок Покровское, получивший название от монастыря. Там стоят старые полуразрушенные монастырские строения, рядом с которыми в советское время построили корпуса школы-интерната.
Но, поскольку мы говорим об истории, - перенесемся в век XVIII.
Во второй половине XVIII века, после вторичного падения Ветки (старообрядческого центра) и возвышения Стародубья в Климову слободу из Ветки была перевезена Покровская церковь. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущева. На собрании войтов всех стародубских слобод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять домов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь. Главным распорядителем по перевозке и по устроению церкви был бурмистр Хрущев. Перевозка стоила столько, что на израсходованные суммы можно было устроить две церкви гораздо лучшие, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней.
25 апреля 1765 года было освящено место для церкви в сто квадратных саженей. В двух верстах от посада Митьковки и в четырех от Климовой слободы, в густом лесу поставлена была церковь, освященная 12 декабря 1765 г. При освящении присутствовали: Михайло Калмык, Петр Черный, Григорий и Иоаким Ветковские, Алексей Митьковский, Никифор Воронковский, Семен Климовский, диакон Павел, масса слобожан, зарубежные старообрядцы.
В Климову слободу из Ветки бежало множество монахов. Местом жительства для них стала территория возведенной церкви. Из сооруженных в течение нескольких дней келий впоследствии сложился монастырь. Михаил Калмык оградил монастырь деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь сделал двое ворот, с берега от реки несколько калиток. Посредине монастыря была поставлена новая деревянная часовня. Эту часовню в 1787 году Михайло Калмык освятил во имя Казанской Пресвятой Богородицы.
До того, как Покровский монастырь получил официальный статус, слобожане не имели легального права на устройство таких монастырей. Организатором многих старообрядческих учреждений был в то время климовский житель и волостной бурмистр Алексей Васильевич Хрущов. Он пользовался большим почетом и уважением у жителей Климовой слободы. Благодаря Алексею Хрущову и Михаилу Калмыку Климова слобода стала всероссийским старообрядческим центром.
Михаил Калмык (в миру Матфей Васильев) родился в Астраханской губернии, где поначалу жил с семьей. Сначала был священником Астраханской епархии, Николаевской церкви Преображенского монастыря при реке Чурке. После смерти жены, поступил в Астраханский Преображенский монастырь послушником. Впоследствии жил в Польше, затем в Ветке. В Покровской церкви был иеромонахом. Это был умный, огромной силы воли человек, сумевший подчинить себе старообрядцев и заслужить их глубочайшее уважение. При Михаиле Калмыке Климовский Покровский монастырь сделался «столицей староверства» по словам летописца Беляева.
При нем Покровский монастырь в короткое время несказанно обогатился. Обильным потоком лилась старообрядческая милостыня в Климовский Покровский монастырь, а вместе с нею стало распространяться и влияние новой «столицы староверства» на старообрядцев Дона, Поволжья, Москвы, Сибири, Северного поморья и многих других местностей России.
Официально Климовский Покровский монастырь получил свой статус 22 апреля 1768 года. Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер.
Историки XІX века писали о монастырях Климова: «Покровский, основанный на Митковских грунтах, в нем было 103 монаха и служек. Девичий (имеется в виду Казанский) с 177 д. монахинь и белиц». «Около Климовой в 1781 году находились следующие раскольничьи монастыри: 1) при небольшой роще девичий Казанский, … в нем часовня деревянная одна и прочее строение коего начисляется келий до ста…и 2) монастырь мужской Покровский, в нем церковь деревянная одна, а друга теплая часовня…келий для монахов сего монастыря до 50-ти».
По свидетельству Т.Верховского с 1766 по 1789 год, т. е. за 23 года в монастыре появилось до 700 человек, а всего через Покровский монастырь прошло до шести тысяч душ.
При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Михаил Калмык сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К концу XVIII века монастырь владел 600 десятинами земли.
Из сочинений М.Лилеева известно, что в Климовский Покровский монастырь в 70-х годах 18 века переселился из Белева старец Пафнотий.
С 1789 по 1791 год в Климовом посаде был священником Андрей Иоаннов (в миру Андрей Журавлев). При нем многие жители посада и монастырей Казанского и Покровского приняли единоверие. Кроме того, число расположенных к единоверию увеличил сотрудник Андрея Иоаннова Яков Беляев, перешедший из Никодимова монастыря в Климовский Покровский монастырь. Обладая даром слова и старообрядческой начитанностью, он многих просветил в Покровском монастыре и в посаде Климов.
2 января 1848 году Покровский старообрядческий монастырь, чтимый не только окрестными жителями, но и старообрядцами из отдаленных губерний, был обращен в единоверческий и еще очень долго сохранял свое влияние. По высочайшей воле он был возведен в число штатных обителей 1-го класса. Для обращения Покровского монастыря в единоверческий очень много сделал протоиерей Тимофей Верховский во время своего пребывания в Черниговских посадах с 1844 по 1848 год. Торжественное обращение Покровского монастыря в единоверческий состоялось в присутствии гражданского губернатора, членов ратуши Климовского посада. Все монастырское имущество было сдано бывшим настоятелем о.Рафаилом вновь определенному на его место единоверческому архимандриту.
В 1897 году на территории монастыря проживало 200 жителей. В хозяйстве было 3 церкви, сушилка для яблок, хлебохранилище, трапезная, кухня и погреба. В начале ХХ века монастырь владел 262 десятинами земли и получал из казны 2475 рублей. В монастыре жил игумен, 10 монахов, 1 послушник. После революции 1917 года у монастыря были отобраны все его владения. В 1922 году произведена конфискация. С 1919 года на территории монастыря располагалась детская колония, а впоследствии стала функционировать Климовская школа-интернат.
И вот в начале ХХІ века Климовский Покровский монастырь получает второе рождение. На территории монастыря началось восстановление разрушенных строений. Уже смонтированы купола над теплой Никольской церковью, которая расположена рядом с Покровским храмом. Свой посильный вклад в возрождение Покровского монастыря вносят и многие жители Климовского района.