Маршрут №4. Челхов - Фоевичи - Куршановичи - Ясеновка - Сачковичи
Челховское поселение включает в себя самое большое количество населенных пунктов. Это Челхов, Фоевичи, Куршановичи, Ясеновка, Крапивное, Гет-Буда. Село Челхов встречает гостей благоустроенной криницей. Все молодожены района во время бракосочетания считают обязательным посещение Челховской криницы. Желающих испить чистейшей воды находится немало.
Село Челхов при речке Трубеж известно с первой половины XVІІ века, когда оно было центром особой волости. При поляках Челховской волостью владели шляхтичи Устинович и Плясный, а после поляков волость захватил Михаил Рубец, затем полковник Миклашевский. К началу XVІІІ века это было село с 73 дворами. Когда в 1708 году была основана Климова слобода, Челховские жители не очень мирились с этим, так как слобода была осажена на Челховских землях (грунтах). 17 января 1710 года гетман Скоропадский подписал Универсал о разграничении спорных земель между Челховскими жителями и Климовскими слобожанами. В 1770 году волость с селом Челхов была пожалована графу Румянцеву. Челховская волость замечательна была тем, что в 1723 году во всей волости был только один казачий двор. Челхов находился на месте ровном, окруженном пущею. На речке Трубеж в XVІІІ веке была плотина, публичных строений не было, только одна деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. На ее месте в 1879 году была построена Николаевская церковь также деревянная. В это же время в селе было 320 дворов. По переписи 1897 года в 319 дворах проживало 2042 жителя. Примерно в тоже время в селе была открыта земская школа, где учились в основном мальчики. В годы Великой Отечественной войны многие челховцы участвовали в партизанском движении, воевали на фронтах ВОВ. Фашисты уничтожили в селе 270 дворов, угнали более 1000 коров. После войны как дань памяти погибших жителей села был сооружен памятник "Воину освободителю".
Село Фоевичи, основанное в середине XVІІ века, расположено в 3 км от Челхова. Это одно из старейших сел района. Принадлежало Чарнолузским, которые на рубеже XVІІІ-XІX веков создали в селе усадьбу с парком. Это один из интереснейших примеров садово-паркового искусства в Брянской области. Его вытянутая вдоль реки Любица территория занимает около 20 га. К сожалению, от парка почти ничего не сохранилось. Но жители и гости села могут наблюдать интереснейший остров на пруду, прозванный островом любви, частично сохранившуюся прибрежную аллею из тополей, нижний парк с так называемой Поляной курганов. На ней цепочкой расположены пять курганов различной величины, сохранившиеся до сих пор. Жителям села, погибшим в годы войны поставлен памятник «Скорбящая мать». Имена жителей, погибших на фронтах ВОВ навеки запечатлены на плитах памятника. На окраине села Фоевичи на обширном поле находился военный аэродром
Давайте переместимся на правую сторону трассы Климово-Чуровичи. Немного проехав по старой дороге, мы попадем сначала в село Ясеновка, а затем в Куршановичи. В этих селах установленыпамятники воинам-освободителям и односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Автор обоих памятников скульптор Бодров. Эти памятники установлены в 1965 году, в создании памятника участвовали и жители села Николай Лазаревич Мельников и Иван Аврамович Ткачев, сделавший чертеж пьедестала. Местные умельцы Иван Казаков и Василий Житников вместе с автором чертежа соорудили пьедестал. Они же написали имена павших воинов. Вот так появился памятник в сквере села Куршановичи. Жители села в самом начале войны организовали истребительный батальон, бойцы которого потом ушли в партизанский отряд. Сельчане снабжали партизан продовольствием, одеждой, транспортом и всем необходимым. В ответ на это село в июле 1943 года было подвергнуто массовой бомбардировке. 36 домов в селе были сожжены полностью, поселок Ливорное был также сожжен полностью. А жители Куршанович, оставшиеся в живых после бомбардировки, были расстреляны фашистами.
Возвращаясь по трассе Чуровичи-Климово назад в Климово, мы проезжаем одно из самых больших сел в Климовском районе - Сачковичи. Село Сачковичи, по сведениям архиепископа Черниговского и Нежинского Филарета (Гумилевского), - один из древнейших домонгольских населенных пунктов Новозыбковского уезда, Черниговской губернии (ныне Климовского района Брянской области). В «Литовских летописях», 1898 года издания Министерства путей сообщения России, упоминается, что в 1442 году литовским князем Витовтом за верную, долгую и усердную службу село и прилегающие владения, cсогласно дарственной грамоты, были подарены одному из литовских вельмож Сачковичюсу. Видимо, от первого своего владельца село и получило наименование Сачковичи. Храм Покрова Пресвятой Богородицы – расположен в центре села на возвышенном месте. Его окружают большие старые деревья, посадка которых означает границы церковного двора. С северной стороны храма – почти на улице, ниже по рельефу местности – к концу XIX века была возведена довольно массивная трехъярусная отдельно стоящая колокольня. В настоящее время она находится в полуразрушенном состоянии и нуждается в реставрации. С юго-восточной стороны храма, на возвышенном месте, расположено небольшое кладбище. Надписи на надгробных крестах и табличках дают основания предполагать, что захоронения осуществлялись с XIX века по 80-е годы ХХ века.Cооружение же нынешнего довольно обширного и построенного из красного кирпича храма, как свидетельствуют документы, было начато в 1846 году на месте сгоревшего. Однако, в середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством». Но, документально на сегодняшний день, архивом Приходского совета, подтверждается лишь то, что при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева, в 1864 году, кирпичное здание было построено и освящено. Как и в других селах, в Сачковичах установлен памятник воину-освободителю с именами погибших односельчан и звездой вечного огня. Мирные жители, погибшие в годы войны, похоронены на местном кладбище. Обелиски установлены на могилах партизан и офицера Советской Армии, погибшего при освобождении села.